lyzakov_pavel (lyzakov_pavel) wrote,
lyzakov_pavel
lyzakov_pavel

Categories:

Отрывки из дискуссии о терафимах

Оригинал взят у nibaal в Отрывки из дискуссии о терафимах
Не так давно довелось мне стать не то чтобы участницей, но, по крайней мере, очевидцем интереснейшей дискуссии о методах изготовления терафимов и о смысле этого занятия (как обычно и случается, обнаружение источника мудрости совпало по времени с написанием поста о золотых пластинках). Причина, по которой эта кулуарная тема вдруг выплеснулась на страницы ЖЖ, прозаична - должно быть, все слышали вольное сравнение зиггурата и лежащей в нем мумии с христианской традицией почитания "святых мощей", о чем господин Путин имел неосторожность объявить во всеуслышание. Юзер stariy_khren, чьи познания в этой области мне показались поистине необъятными, доступным языком и просто-таки до умопомрачения занимательно излагал свой взгляд на практики, принятые в древнем мире и связанные с манипулированием сущностями. Слог автора и содержание его комментариев я нашла превосходным, предложив ему обобщить все сказанное в брошюрке или статье, но он отказался, сославшись на узость темы, отсутствие сколько-нибудь широкой аудитории, интересующейся подобными вещами, а также опасность "шельмования" (от которой, увы, нынче никто не застрахован, особенно учитывая обострившееся у обывателя ПГМ в различных стадиях). Конец немного предсказуем - пост, в комментариях к которому велось обсуждение, внезапно оказался удален, а выцепить комментарии через кэш Яндекса я не смогла (вероятно, они там не сохранились). Добрейший rodom_iz_tiflis прислал мне на e-mail избранные отрывки, которые я публикую для тех, кто, подобно мне, склонен трепетно относиться к проявлению столь глубокой эрудиции.

stariy_khren
Сердце по идее оставляли. Но не всегда. Иногда не получалось, иногда путали (на ощупь) с другим органом и вынимали, иногда оно разрывалось, иногда просто не знали, что его надо оставлять...
Кроме того, существовало много разных технологий мумификации - и попроще, и посложнее. Да и практиковали этот обряд на протяжении нескольких тысяч лет по всему региону, а за это время сменилось много религиозных концепций и конкретных трактовок отдельных положений в отношении процесса мумификации.

Единственное, что сохранялось неизменным, так это общее представление о сути и задачах мумификации - дать бессмертной душе Ба полноту пребывания в загробном мире, возможность активно действовать в "плотных" его частях, где помимо Ба - как бы бестелесной, чисто информационной сущности - требовалась и более "весомая" составляющая - животная душа Ка, образ-фантом которой и поддерживался существованием мумии.

В этой связи конкретный "рецепт" мумии не был сакральным сам по себе, но лишь в контексте выполняемой мумией задачи.

Мы в основном имеем представление о мумификации лишь по трудам Геродота и Диодора, которые во многом были не точны в своих описаниях. Косвенные источники и результаты современных исследований мумий дают гораздо более полную и весьма разнообразную картину.

В частности, в литературе почти не упоминается технология, по которой внутренние органы после изъятия и обработки заворачивались в бумагу (в папирус) и снова закладывались в тело - без использования каноп. А эта технология была весьма распространена. Так же мало написано про поздние и переферийные варианты мумификации, когда процесс во многом утратил первичную "натуральность" и уже во многом носил чисто символический характер. Почти ничего нет на тему дифференциации технологий по сословной принадлежности египтян (если не считать упоминаний у Геродота) и по особенностям технологии у других народов, находившихся в орбите египетской культуры.

В частности, в некоторых областях (я это упоминул выше) через рану вынимали сердце, что свидетельствует о весьма широкой трактовке канонических положений.

Касательно Ленина. Когда я говорил о египетской традиции, которой следовал Збарский, то, в первую очередь, имел в виду ее отличие от традиции терафим - и по самой технологии, и главное по идеологии, по магической сущности.

Разумеется, Ленина не заворачивали в виссоновые ленты, не срезали подметки, не выдерживали 70 дней в натре, и не доставали мозг через нос... Но общая канва технологии, общий смысл процесса и пр. были именно египетскими. Разумеется, полностью повторить технологию и не пытались, поскольку изначально мумия предназначалась для публичного осмотра, что уже не позволяло полностью следовать даже Геродоту.

Збарского можно считать первопроходцем в деле мумификации Нового времени, поскольку к моменту работы с Лениным практиковались только изготовление терафим, весьма своеобразное бальзамирование в моргах и консервация препаратов в хлороформе. Но ни то, ни другое, ни третье в случае с Лениным не подходило.

jnike_07
Все-таки кажется, что Збарский, Абрикосов и др., они имели что-то вроде сверхзадачи: не только забальзамировать, но и изучить мозг Ленина. Вскрывали-то они труп патологоанатомически. И мозг после трепанации черепа доставали целиком. Не случайно следом организовали институт мозга АМН. Кончилось это все скандальной статьей немецкого профессора Шпильрейна, написавшего, что такие же пирамидальные клетки имеются и у слабоумных. Может быть, правы были египтяне, ценившие мозг как субстанцию в трупе очень низко? Вообще, чувствуется, что медпрактика египтян не совсем обычного земного происхождения: все эти доставания мозга специальным крючком через ноздри, операции по трепанации черепа у живых людей, специфические техники анестезии.

polis100
Терафим не привязка человеческой души к своему телу, а "прошивка" сущности, не имеющей возможности воплотится в яви ("демона", подсадки) на физический носитель. Как джинн к кувшину. Весь процесс "производства" суть несколько ритуалов с разными целями. Человек в масле умрет от гипоксии раньше, чем растворится его тело, хотя, потом оно и раствориться (черти в "классическом" аду именно в масле и варят жертву, да и "Парфюмер" совсем недавно вышел). А это масло пойдет на ритуалы в храмы и в питание.

stariy_khren
На счет "прошивки" сущности, не имеющей возможности воплоиться, это лишь одна из трактовок. С точки зрения магических "технологий", это, безусловно, возможно. Но касательно исторической практики, здесь есть возражения против такой трактовки.

Терафимы изначально - еще в контексте хурритских традиций, в рамках которых и сформировалась практика терафим - были персонализированы табличкой с именем, клавшейся в рот (либо под язык). Имя - это мощный инструмент для магического контроля именно конкретной души, конкретного духа/сущности. Особенно в контексте верований и практик того региона. И имя это - своебразная "симкарта" для терафима - всегда принадлежало именно тому человеку, из которого делали терафим. Следовательно, изначально предполагалось "привязать" к терафиму именно его собственную душу - Ба (по египетской терминологии), а не какую-то абстрактную сущность. В противном случае имело бы смысл писать имя того духа/сущности, которую хотели закабалить, а не имя "терафимизируемого" человека. Случаев "перепрограммирования" терафим также неизвестно. Физическое разрушение терафима или лишение его такой таблички с именем неизбежно влекло к утрате контроля над душой/духом. Кстати, характерно, что иудеи библейского времени в случае такой необходимости терафимы закапывали, но не уничтожали, поскольку боялись мести со тороны освободившегося духа.

"Человек в масле умрет от гипоксии раньше, чем растворится его тело".
С этим никто не спорит. Но, во-первых, применялось не чистое масло, но с большим количеством различных "присадок". Масло это лишь основа "маринада". Во-вторых, процесс не заключался в банальном привязывании человека погорло в бочке с маслом, но включал несколько манипуляций на еще "прижизненной" стадии. Воздействие раствора (не исключено, что периодическое, а не постоянное) было лишь управляемым фактором медленного разрушения организма. Неподвижно в масле организм лишь окончательно растворяли. Но сама "терафимизация" происходила на стадии полусмерти, задачей которой было максимально нарушить и растянуть во времени естественный процесс "отхода" души.

Очень упрощенной и очень отдаленной аналогией процесса может служить такой пример.
Представьте, что у вас есть любимая ваза. Если ее просто разбить, то ваша "любовь" к ней перейдет в некую иную плоскость, в область воспоминаний, а ваза отправится на помойку... Ваша "любовь" утратит материальный носитель, утратит физическую локализацию - "привязку" к физическому объекту "зесь и сейчас". Настолько утратит, что вы собственноручно отнесете на помойку то, что еще два часа назад было вашей любимой вазой... Если же вазу не разбивать, но регулярно ее царапать и делать сколы, откалывать части и снова склеивать, то можно добиться того, что вы будете продолжать "любить" уже груду осколлков либо самый большой осколок, но "любовь" ваша будет находиться не в пространстве воспоминаний, как в первом случае, но именно "здесь и сейчас", в яви. Вы будете считать, что этот потрепанный осколок - это и есть та самая ваза. Вы как бы не заметите, что ваза уже давно разбита и основная часть ее давно выброшена на помойку... Т.е. вазы как таковой (выполняющей свои функции - собственно вазы) уже нет в принципе, а ваша "любовь" к ней продолжается не в памяти, но как к существующему в пространстве и времени физическому объекту...

Именно в этом суть терафим - обмануть душу Ба, заставив ее продолжать воспринимать мумифицированную голову, как свое бывшее живое вместилище. И в этом же отличие от египетских мумий - там такого обмана и насилия над душой Ба нет.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments